Общество
сверстников является важным фактором в формировании личности подростка. Оно
бывает двух видов:
1.Общество сверстников, которое организовывают взрослые;
2. Общество, которое складывается стихийно.
Но эти два направления сходятся в одном: они оказывают в
подростковом возрасте решающее влияние на моральное самочувствие и поведение
ребенка.
Почему так происходит?
• Ребята учатся речевому общению и социальному
взаимодействию, умению отстаивать свои права, соотносить личные интересы с
общественными.
• Приходит ощущение свободы от взрослых, желание и
возможность сделать что-либо самостоятельно.
• Желание заслужить уважение сверстников, почувствовать
взаимопомощь и товарищество.
• В обществе сверстников ребенок получает интересующую его
информацию, которой взрослые не обладают.
Итак, ребенок много времени проводит со сверстниками. Это
пугает родителей, так как дочь или сын могут попасть в так называемую
асоциальную группу, где ребята приобщаются к пьянству, наркомании,
преступности.
Но часто общества подростков создаются на основе увлечений
музыкой, игрой на гитаре и т. д. Запрещать такие объединения бесполезно, так
как это приводит к противоположным результатам. К молодежным обществам надо
относиться терпимо, если, конечно, они не являются криминальными.
В большинстве случаев ребята пользуются молодежным жаргоном
(арго) и придерживаются молодежной моды. Это является возрастной особенностью, желанием выбирать самому,
отличаться от других и в то же время принадлежать какой-либо группе, но не навязанной,
а самостоятельно выбранной.
Чем же чаще всего занимаются подростки в группах,
создающихся стихийно? В основном разговаривают!
Родителям кажется, что подростки говорят часами на
пустяковые темы. Но именно эти разговоры очень важны. Они, как уже было
сказано, становятся чуть ли не единственным источником информации — один
говорит другому, тот следующему и т. д. Даже разговоры на так называемые
непристойные темы могут дать положительный эффект в развитии подростка,
поскольку способствуют взрослению подростка, не дают развиться патологической
инфантильности. Замечено, что подросток, с которым на сексуальные темы говорят
родители, не нуждается в таких разговорах.
Также “пустые” разговоры дают толчок к
самоусовершенствованию. Они учат общению в коллективе. Учат спорить, слушать,
умению рассказывать.
Для подростка в компании сверстников страшно прослыть
маменькиным сынком. Этот страх приводит к грубым поступкам. Часто та же боязнь
приводит к тому, что подросток начинает играть роль “шута”, “похабника”,
“бывалого” и т. д. Установлено, что часто ребятам тяжела такая ноша, но они не
отказываются от нее, потому что боятся потерять авторитет у сверстников. Здесь
может быть необходима помощь родителей. Хотя по мере взросления у подростков
появляется собственный взгляд на вещи. Поэтому более взрослые подростки уже
ценят не коллектив, а дружбу в более узком смысле слова. Здесь основное правило
уже взаимоуважение и взаимопонимание, причем у девушек это более эмоциональная
дружба, более интимное общение. У мальчиков на первом месте взаимопонимание и
поддержка. Также установлено, что дружба в этом возрасте однополая, так как
доверительное отношение с другим полом затруднено.
В этом возрасте к другу предъявляются очень строгие
требования, поэтому часто друзья расстаются, потом опять сходятся. Лидерство,
борьба за него, разные интересы, появление третьего, обостренное чувство
собственного достоинства — вот причины такой неустойчивости.
Но одно несомненно - тяга к другу в этом возрасте
необычайная. Поиск ведется настойчиво и интенсивно. Ребята, если находят такого
друга, можно сказать, “живут” вместе с ним. Они вместе читают, смотрят фильмы,
помогают по хозяйству, перенимают друг у друга любой “опыт”, слушают музыку.
Этому другу позволяется критиковать, и критика будет услышана. Здесь прощаются
слабости и возникает настоящая поддержка. Часто родители считают такую дружбу
неприемлемой. Стараются оградить сына или дочь от дурного влияния. Но подростки
воспринимают это как страшную трагедию.
Родители!
• Поверьте, вам повезло, что у сына или дочери есть друг.
Бывает, что подросток так и не находит себе друга. Он становится “аутсайдером”,
а это доставляет ему немало переживаний. Это меняет его поведение. Не препятствуйте своему ребенку в дружбе.
• Попробуйте направлять ее в нужное русло. Ведь у наших детей свой особенный взгляд на жизнь.
Спасибо за советы. Очень актуальная статья. У моего ребенка есть друг и он положительно влияет на мое дитя. Я рада этому и всячески поддерживаю эту дружбу.
ОтветитьУдалитьВот и правильно! Желаем Вам успехов в воспитании!
Удалить