воскресенье, 18 марта 2012 г.

Дружба подростков


 Одно из прекрасных чувств - дружба - появляется между людьми не только тогда, когда их интересы, взгляды схожи, но и при их различии. "Дружба не нужна для жизни, она из тех вещей, без которых не нужна жизнь" (К. С. Льюис).

 Подростковая дружба - сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Друг, умеющий выслушать и посочувствовать, становится своеобразным психотерапевтом. Если же он, занятый своими проблемами и делами, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, значимую для обоих, вполне возможен разрыв отношений.
Как показывают многочисленные исследования, в подростковом возрасте близкие друзья, как правило ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде. Но круг общения подростка не ограничивается близкими друзьями, напротив, он становится гораздо шире, чем раньше. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании. Подростков может объединить в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. Если подросток попадет в группу с достаточно высоким уровнем социального развития, это благотворно отражается на развитии его личности. 
 Нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того, не каждого подростка принимают в группу, часть из них оказывается изолированными. Обычно это неуверенные в себе, замкнутые, нервные дети и дети излишне агрессивные, заносчивые, требующие к себе особого внимания, равнодушные к общим делам и успехам группы.
 Но всегда ли дружба несет подростку только хорошее? Всякую ли дружбу нужно поддерживать и укреплять? Ведь образцы различны как по своему содержанию, так и по общественной ценности. Играя огромную роль в формировании личности подростка, они тем не менее далеко не всегда ведут подростка по самому правильному пути.
   Если плохо складывается общение в классе, во дворе, не получается, допустим, дружба с тем, с кем хочется, или в результате какого-нибудь конфликта возникают охлаждение, угроза отчуждения, подростки, попавшие в такую неблагоприятную ситуацию, ищут новую сферу общения и при этом могут пойти на случайные контакты, лишь бы только не остаться в одиночестве.
  Иногда бывает так, что вы ясно видите, что “друг” вашего сына уводит его с прямой дороги, плохо влияет на него, а сын не может противостоять ему. Такая дружба становится особенно опасной, если не все благополучно отношениях подростка со взрослыми, с родителями, учителями или другими близкими ему людьми. В таких случаях грубость, которую он заимствует у своих новых друзей, становится для него формой протеста против не удовлетворяющих его отношений со взрослыми. Прежде всего нужно снять отрицательную эмоциональную окраску этих отношений. Можно, например, найти какое-то дело, которое бы увлекло, заинтересовало вашего сына. Для вас это дело создало бы почву для установления новых контактов с ним деловых, лишенных эмоционального напряжения, приведшего к конфликту.
   Не следует в этих случаях прибегать к прямому запрету, поскольку его результаты нередко бывают обратными. Нежелательная дружба еще больше укрепляется, но при этом уходит в “подполье”, становится тайной и поэтому еще более опасной. Родители по существу теряют всякую возможность контролировать эти отношения, а они развиваются дальше и в конечном итоге могут привести к печальному финалу.
  Возможно, более эффективным будет другой путь: попытаться вызвать подростка на открытый “бой”, на конкретных поступках “друга” показать, что смелость его оборачивается в каких-то ситуациях трусостью, независимость граничит с грубостью и наглостью, а его геройство основано на неуважении к личности другого человека. Такие споры или беседы должны быть обязательно конкретными. Разговор должен идти именно про этого друга, про этого подростка, а не про плохих мальчиков и девочек вообще. Необходимо развенчать именно этот образец, именно этого кумира. И не ждите, что это удастся сделать легко и быстро. Это потребует от вас значительно больших усилий, чем просто запрет, но и даст несравненно лучшие результаты.
  Но следует помнить, что так называемый опасный друг сам часто не умеет оценить свои поступки, и его поведение является результатом дефектов нравственного воспитания, своеобразной морально-этической слепоты. Изучение трудных подростков показывает, что эта трудность нередко является следствием неумения найти свое место среди товарищей, несложившихся дружеских отношений. Состояние конфликта с товарищами очень тяжело переживается подростком. Боязнь быть отвергнутым сверстниками становится для него не только источником беспокойства, но и нередко толкает на такие поступки, обычно для него не свойственные, которые, по мнению этого подростка, должны возвысить его в глазах сверстников. 

4 комментария:

  1. Спасибо, статья познавательная."Боязнь быть отвергнутым сверстниками становится для него не только источником беспокойства, но и нередко толкает на такие поступки, обычно для него не свойственные, которые, по мнению этого подростка, должны возвысить его в глазах сверстников."- так ведь можно наломать дров, из-за которых потом идут обиды, разборки между самими детьми и их родителями.. "Подросток стремится иметь близкого верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок."-это тоже верно, но если дело касается класса, то тут , мне кажется, можно заметить постоянство. (хотя это тоже бывает до первой драки)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В том-то и дело, что больше всего можно наломать дров в этом беспокойном возрасте. Ну а то, что некоторые подростки вполне постоянно дружат - это подтверждается практикой, но это и не противоречит написанному, ведь речь идет об исканиях, пока не найдут то, что надо, меняют свои пристрастия в дружбе.

      Удалить
    2. Всех призываю послушать Евгения Гришковца.
      Нет-нет, я уже знаю, я знаю что юность закончилась
      Теперь я могу только вспоминать, а я помню:
      Тогда и там, в юности, я не чувствовал себя счастливым,
      Мне казалось наоборот, что все сложно:
      Меня не понимают, меня не слышат.
      Но теперь-то я знаю, что там и тогда - было счастье...
      А тогда я ничего не знал, зато я так всего хотел,
      Как же я ждал тогда чего-то.
      Но мне казалось, и я слышал что меня зовут...
      А чего я ждал тогда?
      А я ждал, себе удивительной судьбы, неповторимой жизни,
      Как я хотел все почувствовать, все попробовать,
      И как можно скорее...
      Я тогда мог идти по улицам, отражаться в витринах,
      И мог сильно надеяться что меня обязательно полюбят, что меня ждут.
      А еще я мог до утра сладко думать и с трепетом чувствовать,
      Что вот вот, уже этим утром, уже скоро, уже скоро...

      Удалить
  2. Все мы были подростками и все помним, что дружба в этом возрасте - самое главное. Ты в большей степени ориентируешься на мнение своих друзей при совершении тех или иных поступков, принятии решений и т.д.

    ОтветитьУдалить