Эта проблема
касается, пожалуй, почти всех родителей детей школьного возраста: ребенок
приходит домой со школы уставший, занимается своими делами полдня, а потом,
когда приходит время делать уроки, заявляет: «Ой неееет, как мне не хооочется,
я хочу делать попозже, нам не так много задали». И когда родители настаивают на
том, чтобы дитя село за стол и взялось за домашние задания, дитя самоотверженно
смотрит в окно по двадцать минут, рассматривает потолок, рисует кошек на
черновиках, разговаривает с собакой, дремлющей в углу, или выбирает для себя
еще одно их тысячи «интеллектуальных» занятий, но об уроках и думать не думает.
В чем причина нежелания учиться?
Причин, на самом деле, может быть несколько.
1. Ребенок недостаточно отдохнул после школы. Особенно это относится к детям младшего школьного возраста: с каждый годом школьная нагрузка увеличивается, а дети остаются детьми и, придя домой, ребенок просто не успевает передохнуть от школы. По мнению психологов, идеальное время для выполнения домашних заданий – с 15 до 17 часов, при этом младшим школьникам не рекомендуется делать уроки вечером – их внимание к этому времени становится рассеянным и выполнение домашних заданий может растянуться на неопределенное время, кроме того, это будет совершенно непродуктивно. Разрешите ребенку после прихода домой и после того, как он пообедает, заняться чем-то таким, что нравится ему, подарите ему немного времени для себя. Тогда он сможет приняться за работу с новыми силами.
2. «Начал за здравие, закончил за упокой»? Бывает так, что ребенок без особенных возражений садится за уроки, а потом, минут через 15 он становится усталым и безразличным, начинает хныкать, что больше не может писать ровно, что ему надоело и больше заниматься уроками он не желает. Здесь играет роль тот факт, что дети не могут концентрировать свое внимание на одном предмете больше 15-20 минут. Либо он становится им неинтересен, либо дело, которым занят ребенок, перестает у него получаться. Что можно делать в этом случае? Если Ваш ребенок – младший школьник, – устройте ему десятиминутную разминку, попрыгайте с ним под его любимую музыку, отвлеките его. Если у Вас ребенок постарше – расскажите ему какую-нибудь интересную историю, задайте пару интересных вопросов, чтобы спровоцировать небольшой разговор, или просто пригласите попить чаю. В любом случае, паузы делать необходимо.
3. Что Вы делаете, когда у ребенка что-то не получается? Ну, к примеру, буквы кривые или цифры прыгают по строчке, или читает ребенок медленно, или рисует картины страшные? Какова Ваша критика? На это необходимо обращать внимание, поскольку обидная и непродуктивная критика родителей может оказаться одной из причин «нехотения» Вашего ребенка заниматься уроками. Вместо того, чтобы говорить, что обезьяна, которую нарисовал Ваш ребенок, полчаса орудуя карандашом и стирательной резинкой, похожа на мышь, расскажите ему о том, что Вы, на самом деле, в школе тоже не отличались талантами, например, в рисовании, и, хоть и ваши обезьяны чем-то напоминали приматов, а не грызунов, учитель рисования был от этого не в восторге. Не забывайте хвалить, когда критикуете, попробуйте сделать то же задание на отдельном листе и показать ребенку. Похвалите новый результат, когда ребенок исправит свои ошибки.
4. Ребенок отказывается делать домашние задания из-за какого-то отдельного предмета, который получается хуже всего. В таком случае родителям следует предложить ребенку начинать домашние задания с предмета, который удается наиболее легко, даже если это рисование или чтение. Пусть начало работы доставит ребенку удовольствие. С предметом, при выполнении которого ребенок испытывает трудности, желательно помочь. Если ребенок не понимает какую-то отдельную тему – попытайтесь ее объяснить на интересных примерах, отличных от тех, что даются в учебнике. Если же ребенку не нравится предмет в целом и он его не понимает – здесь дело может быть как в самом ребенке, так и в учителе. Попробуйте поговорить с Вашим чадом и выяснить, в чем же дело.
5. Вы строго контролируете все домашние задания, стоите у ребенка за спиной, заставляете пять раз переписывать с черновика на черновик одно и то же. Само собой, такой вариант тоже можно понять и принять – оставлять без контроля выполнение ребенком домашних заданий не желательно. С другой стороны, не каждому понравится, когда каждое его действие будет тщательно контролироваться. Поэтому, вместо того, чтобы перепроверять сразу после выполнения каждое написанное слово, возьмите за правило проверять все задания вместе, когда ребенок уже закончил работу.
6. Не забывайте о мотивации. Если ребенок не мотивирован, у него нет никакого стимула делать его работу хорошо. Как мотивировать – зависит от натуры ребенка. Если он серьезен, и Вы видите в нем как минимум будущего президента страны, попробуйте рассказать ему, как успехи в учебе влияют на будущую карьеру. Поверьте, это работает со многими детьми! Главное – заинтересовать рассказом!). Если Ваш ребенок – совершенно обычный ребенок, который в свободное от школы время играет во дворе с друзьями, без ума от компьютерных игр и прочих штук, которые так любят дети, попробуйте мотивировать его новой компьютерной игрой, которую он получит при успешном окончании четверти, или еще чем-то, о чем ребенок мечтает.
Не
требуйте от ребенка невыполнимого и не будьте предельно строги. Мотивация,
похвала, добрая шутка – это то, что действительно поможет в этой проблеме.
Комментариев нет:
Отправить комментарий