суббота, 24 декабря 2011 г.

Как помочь ребёнку стать самостоятельным?


1.  Не бойтесь. Пусть они лучше растут бунтарями, колючими ёжиками, чем безропотными тихонями, тихими омутами и трусами. Не мешайте им хотеть, пробовать, ошибаться. Чем скорее вы нау­читесь переживать за них, а не за себя, тем лучше для всех. А если вам приятно   подавать деткам забытые тетрадки, сменную обувь, рефераты - подавайте себе на здоровье. Только знайте: за такое не благодарят. Когда-нибудь, в нужный решающий момент его жизни,вас может не быть рядом. Что тогда?

2.  Кто-то из известных педагогов сказал, что с годами «родите­ли изживают себя». И нет в этом ничего обидного. Это значит все­го лишь, что повзрослевшим детям уже не нужны няньки и под­сказчики - им нужны мы как добрые, надёжные друзья.
Преодолеть этот путь всегда нелегко. Поэтому-то и нужно дви­гаться постепенно, понемногу отказывая себе в удовольствии нян­читься с ними. Сначала пусть сами решают, что им надеть, потом усложняйте задания. Только так потихонечку их можно научить самостоятельности.
3.  Позволяйте им испытывать последствия их собственных дей­ствий, когда это не слишком опасно. Если подростку нужно напи­сать реферат, не ходите за ним по пятам два дня. Мало того что ис­портите себе выходной, но и его отвлечёте: будет обижаться на вас и думать забудет про реферат. Предоставьте ему возможность по­тянуть время, а потом провести бессонную ночь - зато какая это будет ночь: сразу всё поймёт!
4.  Научно доказано, что у подростков рассеянное внимание. Поэтому, когда вам всё-таки нужно ему о чём-то напомнить, говорите только одно слово, например: «Стирка!» Это подростку ус­лышать и усвоить легче, чем пятиминутную лекцию о необходимо­сти общественного полезного труда и о том, что вы в его годы... Запомните: одно слово эффективнее нотации.
5.  Доверяйте им небольшие серьёзные дела. Человек взрослеет тогда, когда делает что-то без страховки. Если же человеку всегда есть на кого понадеяться, то и всю ответственность тут же перело­жит - так мы все устроены.
6.  У детей должны быть регулярные обязанности по дому. Рас­скажите им, что домашнее хозяйство осилить можно только коман­дой. Помогите ребёнку ощутить себя игроком сплочённой коман­ды. И тогда уборка квартиры, проблема мусора станет для него го­раздо более значимой и насущной, чем прежде.
7.  Учитесь настаивать на своём. Дети хитрее, чем мы думаем, умеют заставить нас жалеть себя и сделать наконец за них всё то, о чём их просили. Не сдавайтесь и ждите исполнения просьбы – даже если на то уйдёт шесть недель. А если сделают плохо – заставьте переделать. Зато они поймут, что лучше сделать всё сразу и хоро­шо, чем потом десять раз переделывать.
8.  Дети должны знать, что мы любим их. И не только потому, что они послушны и исполнительны. А потому, что мы чувствуем это всегда, как бы хорошо или плохо ни шли дела, несмотря на на­ши слабости, недостатки или достоинства.

4 комментария:

  1. А я никак не могу отпустить своего ребенка из-под юбки! Проблема!

    ОтветитьУдалить
  2. Пожалуй, всем родителям сложно давать ребенку больше самостоятельности. Это связано, прежде всего, с тем, что нам очень хочется быть нужными, востребованными, чтобы наши дети не переставали ждать нас с работы домой, переживать и участвовать в нашей жизни. Но если их не отпускать из эгоистических соображений, во взрослой жизни им будет действительно трудно.

    ОтветитьУдалить
  3. А что делать если ребенок слишком самостоятельный?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Признавая его самостоятельность, быть всегда рядом, общаться на равных. Ваши советы, если это советы, а не наставления будут приниматься во внимание самостоятельным ребенком, вы ведь говорите с позиции дружеской, а не с позиции "мудрой совы" ) Ну а если вы скучаете по роли мамочки-наседки, может стоит задуматься о рождении еще одного ребеночка?

      Удалить