Тест - путешествие
Этот
ассоциативный тест настолько правдив и популярен, что многие психологи
используют его как диагностический метод, а многие заводилы в компании - как
занятную игру.
Мы же предлагаем
провести его как сказку-путешествие со своими детьми. Можно одновременно играть
и вдвоём, и всей семьёй. Младшие дети просто с удовольствием поиграют в
“воображалки”. Взрослые и старшие дети (кому 12 лет и больше), узнав
расшифровку каждой ассоциации, получат пищу для размышления о себе и мире, а вы
получите довольно-таки чёткий срез их эмоционального состояния, причем как
сознательного, так и бессознательного.
Сначала пройдите
этот тест сами, а потом, как-нибудь вечерком, сядьте рядышком с ребёнком и
предложите ему “путешествие”. Пусть он закроет глаза и представит, что вы идёте
по лесу. Мягко и бережно задавайте вопросы, не перебивайте, но следите за тем,
чтобы ваши вопросы не содержали “подсказки” и не навязывали ребёнку поведение
(например, слово “перейти” имеет меньшую эмоциональную окраску, чем слово
“преодолеть”; “оказаться” - меньшую, чем “достичь”, и т. д.). Слушайте всё, что
он хочет рассказать, и мотайте на ус. Будете читать ответы - тогда размотаете.
Представь/те
себе…
Итак…
Ты идёшь по лесу. Какой это лес? Какое время года? Солнечно ли, есть ли ветерок? Ты один или с кем-то? Что ты делаешь?
Ты идёшь по лесу. Какой это лес? Какое время года? Солнечно ли, есть ли ветерок? Ты один или с кем-то? Что ты делаешь?
Ты выходишь
на полянку и видишь родник.
Ты к нему подойдешь? Будешь пить воду?
Вдруг на опушку выскакивает животное. Какое оно? Что оно делает? А ты что делаешь?
Ты идешь дальше, впереди - река. Какая? Как ты будешь перебираться на другой берег?
Вдруг на опушку выскакивает животное. Какое оно? Что оно делает? А ты что делаешь?
Ты идешь дальше, впереди - река. Какая? Как ты будешь перебираться на другой берег?
Ты оказался
на другой стороне - и видишь дом.
Какой это дом? Хочется тебе туда идти? Ты подходишь к дому, прямо к двери.
Опиши дверь. На двери табличка, как она выглядит? На ней написано твое имя -
прочитай “надпись”.
Ты заходишь
в дом. Оглядись вокруг и опиши, что ты видишь. В какую комнату ты пойдешь
сначала? Опиши ее. Какие еще комнаты в доме? Ты пойдешь в подвал? Опиши подвал. Что там лежит
или кто там живет? Опиши чердак.
А там кто или что? Что ты там делаешь?
Одна из комнат в доме - совершенно белая. В ней нет ни окон, никаких выемок на стенах. Когда ты попал туда, дверь закрылась. Что ты будешь делать? Что ты чувствуешь?
Одна из комнат в доме - совершенно белая. В ней нет ни окон, никаких выемок на стенах. Когда ты попал туда, дверь закрылась. Что ты будешь делать? Что ты чувствуешь?
Ты выходишь из
дома с другой стороны и идешь по тропинке. Впереди тебя - забор. Как ты окажешься на
той стороне?
Около
дороги, по которой ты идешь, есть нора.
Как ты поведёшь себя?
Наконец тропинка выводит тебя к морю. Над морем носятся чайки. Далеко они или близко? Как они себя ведут?
Наконец тропинка выводит тебя к морю. Над морем носятся чайки. Далеко они или близко? Как они себя ведут?
В море ты
видишь корабль.
Какой он? Как далеко он от берега? Ты будешь до него добираться?
Вот и все, твоё
путешествие счастливо закончилось. Ты возвращаешься домой отдохнувшим,
посвежевшим и радостным. Не спеша открывай глаза. Скажи, тебе понравилось?
А вам? Обычно
такое путешествие освежает и обнадёживает. А ещё даёт ребёнку (да и взрослому)
ощущение, что кто-то очень сильный и добрый ведет его по жизни за ручку,
помогает, направляет и не даст пропасть ни в коем случае.
Давайте теперь
присмотримся к расшифровке ассоциаций. В тесте
даны ключевые символы, которыми оперирует подсознание большинства людей.
Возможно, что-то лично вы или ваш ребёнок воспринимаете не так, как все, но
именно поэтому в тесте есть “дублирующие” ситуации и образы, чтобы картина была
более чёткой.
Итак, лес и прогулка по лесу символизируют то,
как человек воспринимает саму жизнь и своё движение п
о ней.
Согласитесь, большая разница - вышел ребёнок гулять или потерялся в лесу.
Обратите внимание на сам лес - насколько ребёнку там комфортно, светло,
интересно. Точно так же важно посмотреть на то, каким видит ребёнок дом издалека. Светлым или тёмным,
симпатичным или отталкивающим. Возможно, такой он видит свою жизнь в семье.
Обратите внимание, если какую-то деталь дома человек выделяет особенно - крышу
с дырками, открытую или запертую (даже забитую деревяшками) входную дверь.
Родник - это восприятие всего нового,
что приносит вам жизнь. Если он видит захламлённый, забитый окурками родник, то
скорее всего он не привык ждать от жизни милостей. Так же и животное - это то, как видит других людей
ваш ребёнок. Обратите внимание, это страшный медведь или пушистая белка, кто
первым идёт на контакт - он сам или детка ждёт, пока подойдут к нему?
Или он вообще
маскируется, чтоб его не увидели? Тоже довольно показательно.
Река и стена - это символы
препятствий. Как человек преодолевает их в тесте, такими же он видит преграды в
жизни. Есть люди, которые вообще боятся войти в воду, есть те, кто крушит
стену, есть и такие, кому уже готовы и лодочка с гребцом, и лесенка с
поддержкой. Обратите на этот пункт внимание, если в нем появились крайности -
“взорву на фиг” или “повернусь и уйду”.
То, на что в
доме обращает внимание человек, - для него значимые вещи. Кто-то
сразу идет на кухню, для него там смысл и центр дома. Кто-то сразу замечает
детскую. Стоит обратить внимание, если при описании какая-то комната не
появляется вообще, это значит, что какую-то сферу жизни или какого-то человека
ребенок игнорирует бессознательно. Например, комнату брата или зал, где обычно собирается
вся семья. Может быть, тут что-то не так - например, ребенку в этот период
жизни нужно уединиться и подумать, а не “тусоваться” со всеми. Кстати, обратите
внимание на общее описание дома - тесно, просторно, темно, пахнет чем-то
вкусным или наоборот.
Особое внимание
стоит уделить чердаку и подвалу. Чердак
- это все знания, навыки и умения, которые мы приобретаем в процессе обучения в
школе или в университете, не важно. Хорошо, когда он представляется аккуратным,
когда все разложено по полочкам. Или там живут веселые коты или добрые птицы.
Но очень у многих он захламлен или запылен. А может быть, ваш ребенок настолько
переучился, что вообще не захочет туда идти.
Подвал - это все подсознательные или
плохоосознаваемые устремления, знания, желания и навыки, которые у человека
есть. Если человек охотно лезет в подвал и с удовольствием там находится - то,
скорее всего, его подсознательные страхи сильно его не тревожат. Если он боится
идти в подвал и видит его захламленным, грязным, опасным, то, скорее всего,
ребенка тревожат какие-то смутные страхи. Кстати, то же самое касается норы. Если ребенок легко проходит
мимо или лезет в нору “покричать”, посмотреть, кто оттуда вылезет, то, скорее
всего, скрытых страхов у него немного.
Белая комната, лишенная любых
выступов, - это метафора смерти. Не ожидали? Но подсознание мыслит так.
Посмотрите, как ведет себя там человек. Бьется в истерике? Смиряется? Плачет?
Ждет помощи? Редко кто чувствует себя хорошо в такой комнате, но тут стоит
обратить внимание на степень интенсивности переживаний. Чем эмоциональнее
реакция, тем болезненнее эта тема для ребенка сейчас.
Чайки у моря - это, как ни странно,
родственники. Проверьте себя, посмотрите, насколько навязчиво поведение птичек.
Оцените “уровень шума”, который они создают. Похоже на правду?
Ну и наконец, корабль -это заветная мечта.
Посмотрите, насколько четко ребенок видит детали корабля, это покажет,
насколько четко ребенок представляет себе, чего он хочет. Если это пиратский
корабль - тоже ничего, романтика. А вот если это разбитый остов корабля,
посмотрите, какие разочарования сейчас гнетут юного человека.
Еще одни
критерий - может ли он до корабля добраться. Не беда, если еще не может, и
видит вообще “Корабль с алыми парусами”. У него еще много лет на то, чтобы
понять себя и мир вокруг. Плохо, если он говорит о корабле с печалью или сразу
описывает препятствия - нет лодки, чтобы добраться, нет желания. Такое нередко
бывает у подростков, но не пугайтесь, это возрастное “видение мира”, оно
проходит, когда выросший человек начинает лучше себя понимать.
Напомним еще
раз, что ответы, которые вас обеспокоили, - еще не повод записывать себя или
ребенка в разряд “неблагополучных”, это всего лишь слепок нынешнего состояния
сознания и подсознания. Но на какие-то спорные моменты стоит обратить внимание
и учитывать их в дальнейшем.
Очень интересный тест, заставляет о многом задуматься...
ОтветитьУдалитьА что в тесте показалось вам особенно интересным?
ОтветитьУдалить