воскресенье, 13 ноября 2011 г.

Все новое - это хорошо забытое старое.

      Сегодня очень хотелось бы вспомнить то время, когда мы выписывали и читали журналы. Проблемы взаимоотношений отцов и детей - вечные. И говорили о них всегда.  И когда-то не было Интернета, форумов, блогов и сайтов, где помощь могли бы оказать сразу, где на все вопросы в считанные секунды мы могли получить ответы.  Наверное, именно поэтому рассказы, очерки, заметки, написанные в журналах, так точно попадали в сердце, так прочно оседали в памяти. Ты не мог сохранить их на флеш-карту или жесткий диск, но ты всегда мог ПЕРЕчитать, и прочувствовать заново. Вашему вниманию мы предлагаем рассказ "Смеяться и свистеть", автор которого Юрий Ничипоренко. Очень хочется узнать ваше мнение.
 Мы с отцом за все время дважды имели серьезный разговор.
Первый раз – мы лежали в большой ванне – я был тогда мелким – не больше его ноги… не торопясь, он говорил
- Соседи мне сообщили, что ты…
Я думаю ему было очень неудобно - так осторожно он подбирался к скользкой теме: «Сексуальное воспитание малолетних»
- А что такого? Кто тебе сказал? Ну и что? А почему нельзя? Я мог вполне задать ему эти вопросы. И вряд ли бы он ответил. Интересно, как бы он выкручивался. Но я молчал. Я был глубоко оскорблен. Речь шла о наших танцах голышом, которые мы с друзьями устраивали в нашем пустом гараже, - но все это не представлялось мне настолько важным, чтобы заслуживать специального разговора с отцом. Может, конечно, кому-то это занятие покажется неприличным – однако мы никого не заставляли смотреть на наши пляски или против воли участвовать в них!
И еще – это же так здорово! И так просто -  стоит только сбросить одежду и все становится необычным – пустой, гулкий гараж, прошитый тонкими нитями света…. Лучи просачиваются через щели в двери, попадают на кожу, подсвечивают ее – словно маленькие огни образуют татуировку из ярких точек, линий, полос…
Я молчу, разглядываю протянутые под водой ноги, смиренно слушаю.
Ох, отец, надолго ты закладываешь урок в ребенка – когда я стану отцом, остерегусь вести такие разговоры с сыном!
Что означает все это? Что ты - заодно с ними, с соседями, а не со мной.
Все осторожнее говорит отец –все тяжелее мне его слушать. Плохо его дело.
На его месте я сказал бы так.
- Слушай, сын, тут соседи про тебя что-то говорят. Мне недосуг разбирать их болтовню, но знай – кто-то на тебя донес. Что ты там делаешь – твое дело. Не приглашаешь меня – я не обижаюсь. Может, ты готовишься к ответственному выступлению перед публикой и держишь в тайне свои сюрпризы…. Ну вот и все, что я хотел тебе сказать. А теперь, сынок, потри мне, пожалуйста, спину.
Но тогда…. Мой отец попал под плохое влияние. Может быть, в этот момент наши пути с ним разошлись…
Несколько лет спустя был второй разговор. Повод – грохот во дворе: пальба из самопала, взрывпакеты…
Разговор был покруче.
Но и я уже закалился к тому времени – собственно этот второй разговор поставил все точки над «и» - отец мой попал в плохую компанию и катился вниз. Я уже ничего не мог для него сделать.
Он сидел на скамейке во дворе. Я стоял перед ним, склонив голову.
- Соседи говорят, что…
Опять эти треклятые соседи! Посмотри на них, с кем ты якшаешься – это злобные бездельные пенсионеры – они же тебя первым предадут! – Все эти мысли я деликатно промолчал.
- Жизнь во дворе стала невыносимой…
Еще бы, когда я вижу эти рожи, у меня мороз пробегает по коже. Как их земля-то еще носит!
- Ты затерроризировал всех…
Неправда! Папа, я всегда считал, что ты слишком много читаешь газет и смотришь телевизор. Это вредно. Какой же я террорист? Я не стреляю в людей, а взрываю осторожно и только для удовольствия. Если мои взрывы кому-то мешают, пусть купят себе беруши или выделят мне специальное время для испытания новых смесей – мы с друзьями ведем исследовательскую работу, хотим запустить ракету – это мирные инициативы…
- Если ты не прекратишь…. Ты почему улыбаешься? А ну, становись на колени и говори сейчас же «я не буду взрывать»….
- Папа, одумайся! Неужели ты не понимаешь, что это насилие! Да это ты – экстремист! Ты хватаешь меня за ухо, ты нарушаешь неприкосновенность личности… Папа, на кого ты поднял руку – это же я, плоть от плоти твоей….
Вспомни свое детство – разве ты не стрелял, не взрывал?
Папа, куда ты катишься? Ведь совсем недавно ты был свой, а теперь – чужой…
- Да, не буду, не буду, - говорю я наконец желаемую тобой, вырванную силой ложь….
Тебе нужна эта жалкая показуха – ты добьешься того, что я уйду в подполье и буду делать опыты не в благоустроенном гараже, а в темном грязном подвале. Ты подвергаешь мою жизнь риску – и все ради них….
Папа, папа…. Ведь все равно они не будут любить тебя – а теперь и я не буду любить – а только жалеть, следить за тобой и сокрушаться…
И когда я уеду и ты останешься один, тебе станет плохо – они набросятся на тебя – своими доносами в милицию, исполком, прокуратуру: «Почему он не такой, как все? Почему у него нет машины, а есть гараж? Этот гараж мешает нам развешивать белье». И придут рабочие с ломами, и разберут наш гараж, и разрушится наш двор, станет проходным… А соседи попрячутся в свои квартиры, будут сидеть там, смотреть из окон – и злиться, цепенеть и дохнуть – как мухи за стеклом.
Ведь они ненавидят тебя – неужели ты этого не понял – жуткой ненавистью нелюдей, не имеющих ничего за душой, да и душ не имеющих тоже – ведь душа – это талант.
Помнишь, как ты сделал мне свистульку? Вырезал цилиндрик из зеленой ветки вербы, ловко снял ножом кожу и открыл белую скользкую мякоть дерева. Проделал в ней желобок – и опять одел кожу на цилиндрик, подрезал его быстро – чик-чик – и получился раскрытый ротик. Дунул в щелку и заиграл… сок горький на губах, оно свистит и плачет – дерево живое. А под кожурою дерево голое, как мы в ванне, помнишь?
И опять мне приходится тебя простить. В кого же ты у меня такой – наивный непутевый? Ведь объединись мы тогда, в самом начале – и мы победили бы их! О, как они этого боялись, как завидовали нам с тобой: вот идут отец с сыном, взрослые, смеются и свистят…. И сын чуть выше сапога – да отец его не даст в обиду. И сам не обидит, а все остальное ерунда!
Па, ты же сам научил меня свистеть!

3 комментария:

  1. Да... Было время взрывпакетов и когда мы прятались в гаражах. Сегодня соседи уже не имеют такое влияние на мнение родителей.

    ОтветитьУдалить
  2. Вы правы. Особенно в больших городах, соседи не знают друг друга по имени, и уж тем более,кто чей ребенок. Но у нас с вами есть возможность обсудить - хорошо это или плохо? Недостаточное влияние общества на воспитание ребенка? Может именно это и формирует чувство безнаказанности? На самом деле, в этом рассказе мы хотели подчеркнуть другое: реакцию сына на слова и нотации отца. Что чувствовали вы в подобных ситуациях?

    ОтветитьУдалить
  3. Родители должны в первую очередь выслушать своего ребенка, попытаться его понять, быть ему настоящими друзьями. Ведь именно это и обеспечивает гармонию в семье.

    ОтветитьУдалить