Атмосфера безопасности обеспечивается
гармоничным сочетанием твердости и мягкости, труда и отдыха. Необходимо
поощрять и хвалить детей – для развития их
адекватной самооценки. У каждого ребенка есть потребность быть с
радостью встреченным. Дом, где ребенок чувствует, что ему рады, что он вызывает
интерес, что его уважают, его переживания разделены, и он играет определенную
нужную и важную роль, всегда будет притягивать его и поддерживать его
уверенность в себе.
1) Попустительство:
Это
вседозволенность и «либерализм», за которыми скрывается безразличие. «Пусть
научится всему на своих ошибках», «Сам натворил, сам и расхлебывай». Например,
дочь грубит учителям в школе, срывает уроки. Мама: «Ничего страшного! Я такая
же была и ничего – нормальным человеком выросла!». А у девочки уже проблемы с
алкоголем, она курит. У детей попустительское отношение может вызвать желание
привлечь к себе внимание окружающих, и особенно родителей, любым способом. Поскольку даже негативное внимание перенести легче,
чем игнорирование и равнодушие.
Итак, у ребенка должна быть
конкретная роль в семье и определенная ответственность. Должны быть правила и
нормы, которые он знал бы и мог им следовать. Выражайте свое отношение к
поступкам ребенка похвалой либо строгостью.
2) Авторитарное отношение:
Это значит,
что несогласие ребенка с позицией родителя или неповиновение не принимается как
таковое и наказывается (физически или психологически). Также имеются завышенные
требования к ребенку, сильное давление в семье, и обычно ребенок приучается
лгать родителям, чтобы избежать давления или наказания. Этот же страх быть
отверженным или наказанным побуждает его соглашаться участвовать в опасных развлечениях своих сверстников. У
ребенка не формируется собственных убеждений, – он постоянно подстраивается, у
него нет уверенности, самооценка занижена.
Поэтому дисциплина, конечно,
важна, и критика тоже должна быть, но конструктивная. Очень важно поощрять
детей и позволять им высказывать свое
мнение. Также во избежание авторитаризма практикуйте «Семейный совет».
3) Гиперопека:
Ситуация,
когда родитель все берет на себя: все трудности, проблемы, заботы, решения,
конфликты. Такая тенденция выполнять за детей всю ответственность приводит к
развитию «инфантилизма» у детей, т.е. беспомощности и безответственности,
неспособности принимать серьезные жизненные решения самому. Обычно супер-тревожность такой мамы ведет к
повышенной тревожности ребенка, и ребенок (чтобы «расслабиться») может
прибегнуть к наркотикам.
Итак, не решайте проблем за
детей, не делайте вместо них уроки, не давайте им готовых рецептов, а просто
подведите к решению. Детям необходимо учиться принимать решения самим. Не
бойтесь их самостоятельности. Помните, что ребенок тоже имеет право на ошибку.
4) Гипоопека:
В данном случае, это означает отсутствие реального человеческого общения
с ребенком. Как правило, оно заменяется материальными благами. Ребенок
«упакован» по высшему разряду, он полностью занят: в престижной школе, секции,
на дорогих курсах. Ребенок ищет тепла, близости, понимания, человеческого
интереса к себе, и в силу собственной незрелости он начинает либо увлекаться
ранними половыми связями, либо любыми путями привлекает к себе внимание (см.
попустительство) – становится «проблемным» подростком.
На самом деле, очень часто встречается как гиперопека, так и авторитаризм и попустительство, и гипоопека. Чаще, чем хотелось бы. Чтобы избежать всего этого, каждому родителю надо работать над самим собой, своим отношением к процессу воспитания. А это достаточно трудно. Дорогие родители, любите своих детей, и пусть в ваших семьях всегда царит счастье!
ОтветитьУдалитьБыть родителем - это ответственность и труд. 24 часа в сутки :)
Удалить