суббота, 4 декабря 2010 г.

Причины агрессивного поведения у детей и подростков

     Изучение агрессии и насилия было и остается областью, насыщенной полемикой. Дискуссии о насилии осложнены межличностным, политическим и научным подтекстом. Большинство научных дискуссий сводится к вопросу об источнике агрессии и насилия в обществе и о том, является ли оно присущим человеческой природе или его причины изначально заложены в устройстве общества.
   Агрессивное поведение обусловлено социальными связями и отношениями. Агрессия может быть обоснованной и использоваться с целью защиты или разрушительной и использоваться с целью нападения. Она может выражаться в разнообразных формах и проявлениях и иметь скрытый, открытый, индивидуальный или групповой характер.
       На агрессивное поведение детей влияет комплекс факторов:
  • персональные факторы (низкий уровень воспитания, неадекватная заниженная самооценка, высокая импульсивность, злоупотребление алкоголем, наркотиками, компьютерными играми, готовность к риску, ограниченное чувство самосохранения);
  • поведенческие факторы (поведение, создающее помехи для окружающих, вандализм, бесцельное времяпровождение, прогулы и слабая успеваемость в школе, ранние сексуальные контакты, приводы в милицию и ранняя судимость);
  • социальные факторы (культ насилия в обществе, влияние СМИ, отклоняющееся поведение родителей, низкий социально-экономический статус семьи, зависимость от социальной помощи, смена воспитателей (отчим, мачеха), семейное и сексуальное насилие, друзья с отклоняющимся поведением.
      Внутрисемейные конфликты (развод родителей, появление другого воспитателя, второго ребенка в семье, завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребенка). Дети из неблагополучных семей имеют больше шансов стать правонарушителями, чем дети, воспитанные в хороших, благополучных семьях. Гиперопека или равнодушие со стороны родителей также могут спровоцировать агрессивное поведение у ребенка.
        Личные проблемы (наступление фазы полового созревания и связанные с этим проблемы физиологического и психологического характера). Недовольство собственной внешностью, неадекватное восприятие со стороны взрослых: Я взрослый, а Они обращаются со мной как с ребенком. Развитие критического мышления позволяет подростку ставить под сомнение поступки взрослых, протестовать против их морали. Проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков (учителя и родители говорят, что ребенок неисправим, плохо воспитан или глуп). Для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость.
    Социальные причины (культ насилия, сформировавшийся в обществе, влияние СМИ, переполненные классы, раздражение и усталость от школы).
         Подростковый период, период созревания, пубертат, всегда вызывал и вызывает интерес у исследователей. Бурное биологическое развитие и стремлением к самостоятельности у подростков вызывают трудности во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Еще вчера послушный и спокойный ребенок, усердно занимающийся в школе и с удовольствием посещающий различные кружки-секции, сегодня — раздражительный и агрессивный бунтарь, практически потерявший интерес к школе и забросивший ранее любимые занятия.
     Как наиболее типичные для подростков способы поведения А. Бандура и Р. Уолтере описывают «пассивную меланхолию» и «агрессивную самозащиту». Статус агрессора и жертвы могут быстро меняться или переходить из одного в другой. С целью определения и классификации типичных агрессоров и жертв можно использовать исследования норвежского ученого Д. Олвеуса. «Агрессорами», согласное его данным, являются примерно 8—10% общей выборки проведенного им школьного опроса, а «типичными жертвами» — примерно 7% школьников. 3—4 % опрошенных в равной степени являются как обидчиками, так и жертвами. Почти четверть учащихся он причисляет к «эпизодическим обидчикам», так как они нерегулярно проявляют себя в качестве школьных правонарушителей. Более половины школьников исследователь характеризует как «не участвующих».
         Школьные агрессоры — это чаще всего лица мужского пола. «Типичные агрессоры» ведут себя вызывающе по отношению к ровесникам и взрослым. Они импульсивны, доминантны, менее чувствительны к боли и предпочитают насилие как наиболее удобное средство для разрешения спорных и конфликтных ситуаций. Кроме того, «агрессоров» отличает низкий порог фрустрации и недостаточный контроль в ситуации аффекта. Они физически сильнее своих одноклассников и других сверстников, прежде всего тех, кого они преследуют и выбирают в качестве «жертвы». Дети, завоевавшие себе сомнительную популярность «агрессора» в младших классах, теряют свой статус и становятся менее уважаемыми и влиятельными в старших классах, но не настолько нелюбимыми, как типичные жертвы. Большинство агрессоров — самоуверенные, сильные личности, с демонстративной, провокационной манерой поведения.
     Школьные педагоги отмечают, что, наблюдая за такими подростками, бывает трудно определить, является ли агрессивное поведение чертой личности и характера, или внешним фасадом, за которым скрываются страх, комплексы и неуверенность. Когда в школе речь заходит об агрессорах, то практически сразу имеются в виду ученики с более низкой успеваемостью, отвергающие школу, обремененные семейными и личными проблемами. Кроме того, агрессивное поведение наблюдается у физически развитых детей без явных проблем с успеваемостью, из внешне благополучных и здоровых семей. Наконец, агрессорами или возмутителями спокойствия могут быть дети с психическими и физическими отклонениями.
        В фокусе пристального внимания педагогов и исследователей проблемы детской агрессии находятся не только «агрессоры», но и «жертвы», т. е. дети, которые являются «социальными аутсайдерами», так как наиболее часто именно они подвергаются нападениям и унижениям со стороны сверстников. Среди жертв отмечаются «пассивные» и «провоцирующие» жертвы. Типично пассивными жертвами являются спокойные, сдержанные, боязливые дети. Они имеют заниженную самооценку, чувствуют себя менее привлекательными, физически слабее сверстников и в момент нападения отступают или реагируют слезами или бегством. В школе или на улице социально изолированы и замкнуты, так как имеют мало знакомых и друзей, из-за чего их называют индивидуалистами, аутсайдерами или чудаками.
      Другая группа — «провоцирующие жертвы», могут одновременно демонстрировать образцы боязливого и агрессивного поведения. Частично у провоцирующих жертв обнаруживаются те же признаки, что и у агрессоров. Такие подростки импульсивны, легко ранимы и «постоянно готовы к борьбе». Своим неадекватным поведением они провоцируют агрессию со стороны окружающих и легко позволяют вовлечь себя в насильственные действия. С одной стороны они являются жертвами, а с другой — пытаются терроризировать более слабых и беззащитных сверстников. Провоцирующие жертвы нелюбимы как среди сверстников, так и среди взрослых. Их поведение свидетельствует о том, что во многих ситуациях, связанных с агрессией и насилием, невозможно провести четкой границы между типичными жертвами и агрессорами.
   Практически в каждом классе имеются дети, которые являются мишенью («козлами отпущения») для окружающих. Их постоянно дразнят, обругивают, унижают или бьют. Их вещи и предметы разбрасывают по классу или прячут. На переменах им постоянно приходится скрываться от кого-нибудь или находиться рядом со взрослыми (учителями), для них свойственны нестандартные поступки и замкнутость.
     На Западе эту форму насилия среди школьников называют моббингом (в России можно использовать термин «прессинг»). При этом для взрослых (родители, учителя, администрация школ, ученые) непонятно, почему одни дети являются объектом агрессивных действий со стороны окружающих, а другие — нет. Объясняя этот феномен, сами дети свидетельствуют, что «они» — «лохи» — выглядят «иначе» (например, отличаются внешне, по характеру), чем все «мы», поэтому постоянно подвергаются нападкам и т.д. Агрессия и прессинг, исходящие от окружающих людей, ввергают таких детей в депрессивное состояние, которое отрицательно сказывается не только на развитии психики, но приводит к снижению самооценки, мотивации, потере аппетита, различным фобиям, в особо экстремальных случаях — к суициду. Вследствие всех этих явлений наблюдается общее снижение работоспособности, изоляция от окружающих, бегство из школы или активное враждебное отношение к ней, асоциальные поступки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий